Пояснительная записка
29.07.2011, 15:20 | |
Пояснительная записка
Историческая справка о ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Частинский детский сад» открыт 30 октября 1989г. в статусе детского сада общеразвивающего вида. 1990г - в детском саду внедряется технология Н.М.Крыловой и В.Т. Ивановой «Детский сад-дом радости» 1998 г. - педагогический коллектив признан лауреатом Всероссийского конкурса «Детский сад года» 2001г. – открыта районная опытная педагогическая площадка (далее ОПП) по теме «Искусство как средство полоролевой социализации детей младшего и среднего дошкольного возраста» (научный руководитель Юдина Н.Ю. , преподаватель кафедры дошкольного воспитания ПГПУ) 2001г. - внедрение базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» авторского коллектива Центра « Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца 2003г. - открыта районная ОПП по теме «Синтез искусств как средство полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста» (научный руководитель Юдина Н.Ю. преподаватель кафедры дошкольного воспитания ПГПУ) 2005г. – дошкольное образовательное учреждение «Частинский детский сад» аккредитовано как дошкольное образовательное учреждение I категории – Центр развития ребенка 2005г. - открыта районная ОПП по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста средствами синтеза искусств» (научный руководитель Максимова М.Ю. старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии детства ПГПУ) 2007г. - открыта районная ОПП «Образ леса как средство формирования экологической культуры дошкольников» (научный руководитель Максимова М.Ю. старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии детства ПГПУ) 2009г. - открыта районная ОПП «Формирование экологической компетентности детей дошкольного возраста» (научный руководитель Максимова М.Ю. старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии детства ПГПУ). В ДОУ функционируют 6 групп, которые посещает 135 детей раннего и дошкольного возраста. По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Режим работы МДОУ установлен Учредителем: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей — 10,5 часов с 8.00 до 18.30ч. Нормативно-правовое обеспечение Основная общеобразовательная программа МДОУ «Центр развития ребенка – Частинский детский сад» (далее Программа), разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др, под редакцией Л.А.Парамоновой и в соответствии с нормативно- правовыми документами: - «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ). - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г.№91). - «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666). - «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ). - «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - Приказом Министерства образования Пермского края от 17 ноября 2010г СЭД 26-01-21-16-41 «Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Программа определяет обязательную и вариативную части, обеспечивающие разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школьному обучению. Задачи, содержание, объем образовательной нагрузки, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса в МДОУ отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и основаны на соблюдении положений Декларации прав ребенка и Конвенция о правах ребенка, а также законов Российской Федерации: Конституция РФ, Семейного кодекса РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до_7_ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цель программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста с 1,6 до 7 лет, достижение воспитанниками готовности к школе. Программа направлена на решение задач: · Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. · Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям. · Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; · Достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. · Взаимодействие с семьями воспитанников, осуществляя педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в совместную деятельность по воспитанию и обучению детей. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы: Образовательный процесс детского сада представляет собой целостную систему, функционирующую по следующим принципам: · принцип развивающего образования; · принцип научной обоснованности образовательного процесса; · принцип практической применимости педагогических подходов; · принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); · принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста; · принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями; · принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса; · принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов; · принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра). Содержание ООП соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с развивающим образованием, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. (Приложение №1. Возрастные особенности детей) При разработке Программы опора шла на лучшие традиции дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всесторонне воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) Структура Программы В основу структуры Программы положены 4 основные направления развития ребенка, обозначенные в Федеральных государственных требованиях к ООП, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.10.2009 №655, которые представлены образовательными областями: · физическое развитие: «Здоровье», «Физическая культура» и «Безопасность»; · социально-личностное развитие: «Социализация», «Труд»; · познавательно-речевое развитие: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»»; · художественно-эстетическое развитие: «Художественное творчество», «Музыка». Применение Программы Программа предназначена для работы с детьми 1,6-7 лет. Требования к применению Программы · представленное в Программе содержание должно быть реализовано в полном объеме; · работа по Программе должна осуществляться в соответствии с СанПиН. Особенности применения Программы · Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с двумя комплексными программами: - Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца), Москва, 2003г. - Программа Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой «Детский сад – дом радости» Санкт-Петербург, 1996г. · Соотношение обязательной (инвариантной) части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной) с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения определено как 85% и 15%. · Вариативная часть программы определяется инновационной деятельностью по экологическому образованию детей дошкольного возраста (формированию экологической компетентности у детей дошкольного возраста) под научным сопровождением – Максимовой М.Ю., старшим преподавателем кафедры дошкольной психологии и педагогики детства ПГПУ. Актуальность выбранного направления деятельности определяется расположением ДОУ в населенном пункте, со всех сторон окруженном лесными массивами. Отношение к лесу у взрослых и детей в основном прагматическое: лес рассматривается как источник стройматериалов, ягод, грибов, а не как эстетический объект, т.е. эмоционально-чувственному компоненту уделяется недостаточное внимание, не используется эмоционально-ценностный потенциал искусства. Поэтому работу по формированию начал экологической культуры мы строим на идее единства естественно-научного и художественно-образного освоения мира природы. · Вариативная часть также представлена организацией дополнительного образования детей: функционируют кружки - «Мир эмоций»(педагог-психолог), «Мастерилка» (воспитатель ДОУ), «Здоровейка» (инструктор по физическому воспитанию), « Ассорти» (педагог дополнительного образования), «Зеленый огонек» (воспитатель ДОУ). · В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. · Содержание Программы реализуется в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей, 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей. Учебная модель (специально организованные занятия) используется при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет; · В соответствии со спецификой дошкольного образования Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; · Программа строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым. · Программа направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием. Особенности образовательного процесса Образовательный процесс в ДОУ имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями нашего региона: · Климатические. Климат нашего региона – умеренно-континентальный, с холодными зимами, поэтому используются различные виды закаливания детей с учетом регионального компонента. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход. · Демографические. В связи с увеличением числа населения наблюдается высокий рост рождаемости. В связи с чем наблюдается нехватка мест в дошкольном учреждении. Поэтому, организовано функционирование групп кратковременного пребывания. · Социальные. Социальный статус родителей воспитанников ДОУ разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается образование родителей, вид семей, место работы родителей. Сроки освоения Программы: Программа может быть реализована в течение пяти лет в зависимости от времени пребывания ребенка в дошкольной образовательной группе. Основными средствами реализации Программы являются: - Устав детского сада (дата регистрации — 25.11.93 г., № 337, с последующими изменениями и дополнениями от 01.03.99 г., № 476—544; 17.04.01 г., № 476—398); - Лицензированная образовательная деятельность (лицензия № 10269 от 02.12.2010 г. Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края); Сведения о квалификации педагогических кадров Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении зависит от профессионализма педагогических кадров. ДОУ укомплектовано кадрами на 100%, работают специалисты – педагог-психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед. Всего образовательный процесс ведут 17 педагогов. Высшее образование имеют 53% педагогов, среднее специальное 47%. Квалификационный уровень педагогов: высшая – 29%, первая - 29%, вторая – 42%. Нагрудные знаки «Отличник просвещения РФ» и «Почетный работник общего образования РФ» имеют 5 человек. 41% педагогов имеют стаж работы до 10 лет, 29% - до 20 лет и 29% - от 20 до 35 лет. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Педагогический коллектив ДОУ в основном стабильный, инициативный. Сведения о семьях воспитанников ДОУ: образовательный уровень родителей: высшее -28, неполное высшее -12, среднее -36, среднее специальное -54; неполное среднее - 5 типы семей: полная семья -103, неполная семья -19, многодетные –11, опекунство -2 социальный статус семей: предприниматели – 4, служащие 84, рабочие 44, безработные 3; количество детей в семье: 1 ребенок - 57, 2 ребенка - 67, многодетные -11 | |
| |
Просмотров: 882 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |